Таинства

Что  такое таинство? Оно происходит от слова тайна. В любом человеке живет ощущение, что в мире есть нечто таинственное. Зарождение человека- это тайна, а совесть, как и жизнь человеческой души – величайшая тайна.  Люди понимали, что есть в мире таинственные силы и есть способы, культовые символы, с помощью которых можно воспользоваться этими силами в земных интересах: познать будущее, получить здоровье и власть над силами природы и духами. Достаточно совершить обряд, и результат получен. И не важно, добро принесет этот обряд или зло. Человек очень часто не задумывается или не понимает, какими силами  это совершается. Действие этой силы не зависит от воли человека.
Это сознание называется магическим сознанием или магией.
Существо христианской религии заключается в том, что человек – богоподобное создание. Однако, образ Божий искажен грехопадением первых людей, человечество больно. Исцеление не может быть совершено человеческой — даже самой доброй — волей.
Одно из благодеяний Бога, то, что Он совершил ради нас, ради нашего исцеления душевного и телесного , в церкви называется Таинство.  До христианства ничего подобного в религионом сознании людей не было. Сам Христос  учредил таинства. Таинство — это не магия. Таинство совершает Бог, а священник  только совершает священнодействия. В каждом Таинстве на человека изливается особый дар Божественной благодати.  Однако нужно знать, что благодатная сила, подаваемая в таинстве, лишь залог спасения, хотя и надёжный, достаточный залог.  Действие этой благодатной силы  зависит от человека, принимающего Таинство.  Человек должен выйти навстречу Богу, веровать. Бог ничем не стесняет свободную волю человека, не заменяет личных усилий и полученная в Таинстве благодать может уподобиться зерну, зарытому в каменистую почву , и не давшему всходов. «Царство Небесное силою берется…» , написано в Евангелии и, если верующий не побуждает себя к жизни по Христу, залог спасения может  пропасть.
Всего в Православной Церкви существует семь таинств — крещение, миропомазание, покаяние (исповедь ),причащение  (евхаристия), брак, священство (рукоположение) и елеоосвящение (соборование).

Крещение

Крещение в Православной Церкви совершается троекратным погружением в купель с головой — во имя Отца, Сына и Святого Духа. Принимая крещение во имя Христа, человек не просто «смывает» с себя грехи. Погружаясь в воду, он умирает для греха — умирает с Христом, чтобы воскреснуть с Ним для вечной жизни.Крещеный человек становится членом Церкви – телом Христовым. Апостол Павел говорит, что раньше, до Крещения мы оскверняли только себя самих, а если мы оскверняем нашу плоть и душу после Крещения, мы оскверняем Самого Христа. Крещение младенцев происходит по вере их родителей и восприемников ( крестных родителей), долг которых воспитывать детей в христианской вере.
В практике Православной Церкви с крещением соединено другое таинство — миропомазание. Помазание  производится освящённым миром — ароматным сложносоставным веществом . Посредством миропомазания Церковь подаёт верующему (или ребёнку по вере родителей) дары Святого Духа на христианское служение Богу и людям.

Покаяние (исповедь)

Это таинство совершается на исповеди. Верующий христианин называет священнику свои грехи: исповедует их с искренним покаянием, стыдясь того, что он сделал, с твёрдым намерением не повторять этого впредь.
Христос, видя, что человек просит Его о помиловании, подает ему через священника не только отпущение грехов, но оправдание и освящение. Грех полностью изглаживается, исчезает.

Для получения прощения грехов от исповедующегося требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и истинное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на его милосердие. Как важно последнее, видно из примера Иуды. Он раскаялся в страшном грехе – предательстве Господа, но в отчаянии удавился, так как не имел веры и надежды. А ведь Христос взял на Себя все наши грехи и уничтожил их Своей крестной Смертью!

Причащение (Евхаристия)

Таинство евхаристии ( по греч. «благодарение»), или причащения, занимает центральное место в Православной Церкви. Оно составляет главную часть особого богослужения — литургии .
Каждая литургия — это повторение Тайной Вечери, на которой Спаситель, оделял учеников хлебом и вином, которые он называл Своими Телом и Кровью. Для православных верующих хлеб и вино не символизируют Тело и Кровь Христовы, а претворяются в них, вещественно оставаясь хлебом и вином.
«Причащение Христовых Тайн» призвано духовно изменить человека

Как готовиться к Св. Причащению ?
К Таинству Св. Причащения необходимо себя подготовить говением – молитвой, постом, смирением и покаянием. Без исповеди никто не может быть допущен к Причастию, кроме случаев смертной опасности. Желающий достойно причаститься должен, по крайней мере, за неделю начать готовиться к этому: больше и усерднее молиться дома, регулярно посещать Церковь. В любом случае надо быть на вечернем Богослужении накануне дня причащения. С молитвой соединяется пост – воздержание от скоромной пищи – мяса, молока, масла, яиц и вообще умеренность в еде и питье. Готовящийся к Св. Причащению должен проникнуться сознанием своей греховности и беречь себя от злобы, осуждения и непотребных мыслей и разговоров, отказаться от посещения увеселительных мест. Лучше всего проводить время в чтении духовных книг. Перед исповедью нужно непременно примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Желающий причаститься должен прийти к священнику, совершающему исповедь у аналоя, на котором лежат Крест и Евангелие, и принести искреннее раскаяние в содеянных грехах, не утаивая ни одного из них. Видя чистосердечное раскаяние, священник возлагает конец епитрахили на преклоненную голову исповедника и читает разрешительную молитву, прощая ему грехи от имени Самого Иисуса Христа. Правильнее исповедаться накануне с вечера, чтобы утро посвятить молитвенной подготовке к Св. Причащению. В крайнем случае, можно исповедаться и утром, но – до начала Божественной Литургии. Исповедавшись, необходимо принять твердое решение не повторять прежних грехов. Есть добрый обычай – после исповеди и до Св. Причащения не есть, не пить и не курить. Безусловно запрещается это после полуночи. К воздержанию от пищи и питья надо приучать и детей, с самого раннего возраста. После пения “Отче наш” нужно приблизиться к ступенькам алтаря и ожидать выноса Св. Даров. При этом пропустите вперед детей, которые причащаются первыми. Подходя к Чаше, надо заблаговременно сделать земной поклон, крестообразно сложить руки на груди и перед самой Чашей не креститься, дабы нечаянно не толкнуть ее. Внятно произнести свое христианское имя, широко открыть рот, благоговейно принять Тело и Кровь Христову и тотчас проглотить. Приняв Св. Тайны, не крестясь, поцеловать низ Чаши и тотчас же отойти к столику с теплотой, чтобы запить Причастие. До окончания Богослужения из церкви не уходить, непременно выслушать благодарственные молитвы. В день причащения не плевать, не есть слишком много, не упиваться спиртными и вообще вести себя благопристойно, дабы “честно соблюсти в себе Христа приятого”. Все это обязательно и для детей с 7 лет. Для молитвенной подготовки к Св. Причащению существует особое правило в более полных молитвословах. Оно состоит из чтения накануне с вечера трех канонов – Покаянного Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю и молитв на сон грядущим, а утром – молитв утренних, канона и особых молитв ко Св. Причащению.

Миропомазание

В Таинстве миропомазания верующему подаются дары Святаго Духа, которые отныне будут укреплять его в христианской жизни. Первоначально апостолы Христовы призы-Святой Дух сойти на обратившихся к Богу через возложение рук. Но уже в конце I Таинство стало совершаться через помазание миром, так как апостолы просто не имели возможности возлагать руки на всех присоединившихся к Церкви в разных, часто отдаленных местах. Св. миром называется особым образом приготовленный и освященный состав из елея и благовонных веществ. Освящали его апостолы и их преемники – епископы. И теперь освящать миро могут только архиереи. Но само Таинство могут совершать священники. Обычно миропомазание следует непосредственно за Крещением. Со словами: “Печать дара Духа Святаго. Аминь” – священник крестообразно помазует верующему чело – для освящения мыслей его, очи – чтобы мы шли по стезе спасения под лучами благодатного света, уши – да будет человек чутким к слышанию слова Божия, уста – дабы оказались способными к вещанию Божественной истины, руки – для освящения на дела, угодные Богу, ноги – для хождения по стопам заповедей Господних, грудь – чтобы, облекшись во всеоружие Духа Святаго, мы все могли о укрепляющем нас Иисусе Христе. Так, через помазывание разных частей тела, освящается весь человек – плоть его и душа.

Брак

Брак есть Таинство, в котором при свободном (пред священником и церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз и испрашивается благодать Божия для взаимной помощи и благословенного рождения и христианского воспитания детей. Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы он благословил их и сказал: “Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею” (Быт. 1, 28). Иисус Христос освятил Таинство своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление: “Сотворивший в начале мужчину и женщину… сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает” (Мф. 19, 4-6). “Мужья, – говорит ап. Павел, – любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела” (Ефес. 5, 22-23, 25). Таинство брака необязательно для всех, но остающиеся безбрачными обязаны проводить девственную жизнь, которая, по учению Христову, выше брачной – один из величайших подвигов.

Что еще нужно знать желающим венчаться в Церкви?
Что Таинство брака не совершается во время постов: Великого (48 дней перед Пасхой), Успенского (14-28 августа), Рождественского (28 ноября – 7 января), Петровского (от воскресенья после Троицы, до 12 июля), на Святках (между Рождеством Христовым и Крещением – от 7 до 19 января) и на Светлой (Пасхальной) седмице, а также во вторник, четверг и субботу и еще в некоторые дни года. Что браковенчание – великое Таинство, а не только красивый обряд, потому и относиться к нему следует со страхом Божиим, дабы разводом не поругать святыню. Что в нашем государстве главным признается гражданский брак, почему для совершения церковного Таинства желательно брачное свидетельство, выданное ЗАГСом. Что одна из частей Таинства – обручение жениха и невесты, для чего у них обязательно должны быть обручальные кольца.

Елеоосвящение(Соборование)

Распространённое название этого таинства — соборование, потому что его принято было совершать «собором» семи священников. В наши дни в случае необходимости его может совершить один священник.
Таинство елеоосвящения восходит к апостолам, которые, получив от Иисуса Христа власть исцелять болезни, «…многих больных мазали маслом и исцеляли» При совершении этого таинства чело, щёки, грудь и руки больного крестообразно помазуются освящённым маслом — елеем, в который добавлено красное вино как напоминание о пролитой Иисусом Христом крови.
Елеоосвящение требует от человека веры и покаяния. При этом условии ему отпускаются грехи, в том числе забытые и неосознанные, являющиеся, по мнению Церкви, корнем всякой болезни.
Вот такие семь таинств существуют в Православной Церкви. Очень часто, даже в православной среде, люди воспринимают таинства как обряды.   В Церкви есть много священнодействий, которые формою своего совершения имеют сходство с таинствами. Это , например, окропление святой водой, помазание елеем. Эти священнодействия называются обрядами. Между таинствами и обрядами существует глубокое и существенное различие. В каждом из таинств  верующие  невидимым образом получают  от Бога определенные дары благодати. Поэтому принятие таинств обязательно для христианина: без этого невозможно вступление в Церковь и наследование спасения.

Обряды же только знаки прошения благодати Божией.  Однако, красота богослужения, обрядов православной церкви пленяет души людей, преображает их. «Бог не требует служение рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду», не требует, ибо этого и невозможно требовать.Мы не требуем от любимого стихов, подарков и цветов- выражения его любви к нам. Но как приятно получать их. Ведь истинная добродетель всегда ищет своего выражения.  Каждый раз, ставя свечку, идя в храм с веточкой вербы или корзинкой плодов, вспомним об этом. Главное, чтобы обряд был не духовной подменой, но дополнением веры, надежды, любви.